Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно–психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром
Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.
Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе, делают их более позитивными и адекватными.
Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующимся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному разрешению конфликтных ситуаций путем переговоров.
Сензитивным к воспитанию толерантности является подростковый возраст . Именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире Мышление подростка ещё впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из неё. Формированию толерантности в этом возрасте способствуют: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности.
При этом препятствовать формированию толерантности могут повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых школьников как следствие не разрешаемых вовремя противоречий – между потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных условий для этого.
У подростков при ещё слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу).
Поэтому процесс формирования толерантности требует создания специальных психолого-педагогических условий.
В основной школе при обучении толерантности выбор необходимо отдавать комплексу познавательных и практических заданий, которые опираются на интересы и жизненный опыт учащихся. Привитие толерантности предполагает освоение норм и ценностей, составляющих само понятие толерантность. Здесь происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию, осознание нравственных основ толерантности, ее исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни
Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно–психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром .
Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.
Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе, делают их более позитивными и адекватными.
Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующимся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному разрешению конфликтных ситуаций путем переговоров.
Сензитивным к воспитанию толерантности является подростковый возраст . Именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире Мышление подростка ещё впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из неё. Формированию толерантности в этом возрасте способствуют: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности.
При этом препятствовать формированию толерантности могут повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых школьников как следствие не разрешаемых вовремя противоречий – между потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных условий для этого.
У подростков при ещё слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу).
Поэтому процесс формирования толерантности требует создания специальных психолого-педагогических условий.
В основной школе при обучении толерантности выбор необходимо отдавать комплексу познавательных и практических заданий, которые опираются на интересы и жизненный опыт учащихся. Привитие толерантности предполагает освоение норм и ценностей, составляющих само понятие толерантность. Здесь происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию, осознание нравственных основ толерантности, ее исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни народа.
Основываясь на том, что для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, целесообразнее использовать исследовательский метод и деятельностную практику. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий.
Формирование принципов толерантности в подростковом и юношеском возрасте наиболее возможно через применение интерактивных форм работы.
Психологический тренинг – это личностный тренинг, который проводится психологом, с использованием психологических категорий, целью которого является формирование умений, навыков, установок, развитие и коррекцию системы отношения личности
Достаточно широко и успешно для формирования толерантности применяется тренинг общения. Это вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Тренинг помогает учащимся:
а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;
б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;
в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;
г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.
Групповой тренинг представляет более высокий уровень социально-психологической подготовки, специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе.